Методическая библиотека
Акулова Людмила Николаевна
Выступление на заседании районного методического объединения учителей географии
«РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»
|
Меню страницы
· Ученикам |
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.
Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов. Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями. Особенности неуспевающих учащихся:
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Как можно помочь слабоуспевающему ученику:
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться? Использовать дифференцированный подход, который может быть осуществлен на любом из этапов урока:
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
Я, как учитель географии, стараюсь понять, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Устанавливаю конкретные причины неуспеваемости. Что, прежде всего, предпринимаю в работе со слабоуспевающими? — создаю благоприятную атмосферу на уроке; -своевременно оказываю помощь на дополнительных занятиях; — создаю ситуацию свободного выбора и успеха. — Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использую новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строю с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока. — На уроках и дополнительных занятиях применяю «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», использую игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаю ситуации успеха. -При опросе слабоуспевающим школьникам даю примерный план ответа, разрешаю пользоваться планом, больше времени готовиться к ответу у доски, работать по карте в паре с сильным учеником. — Ученикам задаю наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал. — Периодически проверяю усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине. -В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечиваю атмосферу доброжелательности. -В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даю задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах, отмечаю положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаю типичные затруднения в работе и указываю способы их устранения, оказываю помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении. В своей работе на уроках география применяю индивидуально-дифферинцированный подход. Слабоуспевающие учащиеся получают меньше по объёму и по сложности задания. Провожу работу в паре (сильный — слабый), хорошие результаты прослеживаются при работе с картой. Использую разноуровневые карточки, тесты, план — описание природной зоны, материка, государства. Кроссворды с картинками-подсказками, дидактические игры по теме урока, таблицы-помогайки, примерные планы рассказа, найди правильный ответ, перфокарты и.д. Большим интересом пользуются у учащихся мультимедийные презентации, которые я использую практически на каждом уроке. Но не всегда учащийся может усвоить пропущенный материал во время повторения на уроке. Поэтому я занимаюсь с учащимися дополнительно после уроков. Если это ученики одного класса и у них пробелы по одинаковым темам занимаемся группой.
|